Автор:
Катречко Татьяна Николаевна Говоря о положении ребенка в
семье, начать наверное следует с наиболее распространенной ныне ситуации, когда
ребенок в семье - единственный. Фактически он оказывается и самым старшим, и
самым младшим ребенком в семье. Но его положение очень своеобразно. Для отца и
матери он выступает единственным объектом их родительских чувств, всецело
принимая на себя как симпатию, так и (что тоже не исключено) неприязнь. В
единственном ребенке родители желают видеть свое продолжение, воплощение своих
устремлений. Они всячески поощряют его познавательное развитие, радуются его
успехам, и это стимулирует все новые достижения. Желая оправдать надежды
родителей, единственный ребенок стремится к совершенству во всех своих
начинаниях. Но это чревато и серьезной психологической проблемой, поскольку
далеко не всем совершенство достижимо, а неизбежные неудачи воспринимаются
очень болезненно.
Проблема состоит и в том, что,
привыкнув к своему исключительному, «монопольному» положению, единственный
ребенок с трудом изживает естественный детский эгоцентризм. Поскольку он не
привык к близкому общению с другими детьми, он порой не знает, как вести себя в
межличностных отношениях. Ему бывает трудно понять нормальные изменения в
настроении другого человека, так как единственной точкой отсчета он привык
считать самого себя. Неудивительно, что единственные дети нередко бывают
избалованными, капризными, чрезмерно требовательными.
В воспитании единственного
ребенка родителям надо учитывать эти его особенности. Важно ставить перед
растущим человеком достаточно высокие, но не завышенные требования, помогать
ему справляться с неудачами. Общение с близкими взрослыми -- отцом и матерью,
бабушками и дедушками -- для нормального развития личности совершенно необходимо,
но недостаточно. Надо, чтобы ребенок с малых лет приобретал опыт общения со
сверстниками, иначе впоследствии ему трудно будет уживаться с людьми. И от лица
единственного ребёнка в семье хотелось бы зачитать такое пожелание.
1. Учите меня заботиться о
других, для меня так важно этому научиться, ведь я вырасту и создам свою семью,
где мне пригодится это умение.
2. Упражняйте меня в терпимости
к другим, мне это нужно, ведь я хочу, чтобы у меня были настоящие друзья.
3. Научите меня делиться, я хочу
испытывать радость от этого. Когда-нибудь я буду готов поделиться самым
дорогим, что у меня есть: я отдам свое сердце любимому человеку.
4. Я чувствую себя постоянно на
передовой, взрослые так много надежд возлагают на меня, что я боюсь не
оправдать их надежд.
5. Организуйте мою жизнь так,
чтобы я вступал в различные контакты с разными детьми, ведь у меня дома нет
младшенького для моих игр.
6. Помогите мне подружиться с
другим ребенком. Я очень хочу дружить и боюсь этого, ведь я так привязываюсь к
объекту своего обожания, как когда-то я был привязан к вам. Я боюсь потерять
друга и поэтому могу отказываться дружить.
7. Поощряйте мою активность.
Если в семье воспитывается не
один ребенок, а два или даже несколько, то, помимо воспитания матерью и отцом,
на формирование детского характера всегда влияют его взаимоотношения со
старшими и младшими братьями и сестрами.
Как деревья развиваются на
просторных полях и долинах совсем по-другому, чем в заросших лесах, так и
младшие и старшие дети растут в своих особых жизненных условиях, которые
отличаются социальными, психологическими, биологическими и другими факторами
развития. Именно поэтому старший и младший ребенок в семье, где есть только
двое детей - это абсолютно разные жизненные сценарии, в которых есть и свои положительные,
и отрицательные стороны.
Абсолютная родительская любовь,
получаемая им ласка и забота близких людей, формируют у первенца чувство
защищенности и уверенности в том, что родители будут любить его несмотря ни на
что. Второй ребенок в семье, несмотря на родительскую любовь, иногда чувствует,
что его волей-неволей начинают сравнивать со старшим братом или сестрой.
Желание догнать старшего развивает в ребенке честолюбие и целеустремленность,
желание во чтобы то ни стало достичь своей цели: стать первым. Поэтому
постоянные ссоры с братом или сестрой в этом случае практически неизбежны.
Старший же ребенок боится, что средний или младший займет в сердце родителей то
место, которое принадлежит ему.
Детство первого ребенка
заканчивается тогда, когда рождается следующий" - поговаривают в народе.
Быть может, оно просто переходит на качественно иной уровень? С рождением
малыша старший некоторое время болезненно остро реагирует на
"вторжение" на свою территорию. Его самая известная роль -
страдальца: то и дело переспрашивает, кого больше любят, просит его поцеловать
столько же раз, сколько и плачущего младенца, внимательно подсчитывая и
"взвешивая" порции ласки.
Мама, родившая второго ребенка,
безотчетно "записывает" старшего во Взрослые. И начинает, сама того
не осознавая, ждать от него Понимания и Помощи. А старший вместо этого начинает
конкурировать с маленьким, кто больше нуждается в маме и ее внимании, чем разбивает
все мамины надежды хоть немного "облегчить" себе жизнь. Мама может не
избежать и еще одной психологической "ловушки" - противопоставить
"хорошего" маленького "плохому" старшему. Свойство
человеческой психики делить мир на черное - белое. Однако "плохое -
хорошее" играет в данном случае против самих родителей.
Вот такая просьба к вам от ваших старших детей:
1. На меня всегда можно
положиться, но я так устал от этой ответственности, которая постоянно ложится
на мои хрупкие плечики. Я ребенок, а чувство ответственности за младшего - это
такое взрослое чувство. Я тоже еще ребенок!
2. Мне приходится постоянно взвешивать
свои поступки и слова, думать о том, как воспримет их младший, не научится ли у
меня плохому. От этого я перестаю быть самим собой, я теряю непосредственность
и становлюсь не по годам взрослым. Я еще буду взрослым, а сейчас помогите мне
оставаться ребенком.
3. Несмотря на внешнюю
открытость и общительность, я внутренне много переживаю. Говорите мне о том,
что вы меня любите, мне так не хватает ваших подтверждений в любви.
4. Ваша строгость и излишняя
требовательность по отношению ко мне вызывают у меня чувство незащищённости.
5. Когда я не прав, проявите
терпение, объясните мне мою неправоту, я и сам пойму это со временем.
Младший ребенок в семье с
детства растет в окружении всеобщего обожания: он ведь самый маленький! Ему
многое прощают, стараются не давать много поручений, закрывают глаза на его
шалости. Поэтому развитие младшего ребенка в семье может пойти двумя путями. Он
может начать пытаться доказывать окружающим, что он сам прекрасно справится с
тем, что обычно делают за него, что он лучше в том или ином деле (и часто так
оно и бывает). Либо (если ребенок недостаточно уверен в своих силах или его
очень сильно балуют), он не стремится что-то делать и доказывать окружающим,
что он лучший. Он становится зависимым от них, легко подчинятся их воле или
внешним обстоятельствам и совершенно не умеет разрешать различные жизненные
ситуации. Кроме того, привыкнув быть в центре внимания, такой ребенок не может
полноценно строить взаимоотношения с окружающими.
Когда в семье появляется второй
ребенок, старший нередко начинает понимать, что время безраздельного владения
родительским сердцем закончилось. И здесь все дальнейшее формирование
характеров детей целиком и полностью зависит от родителей. И старший, и младший
ребенок должны быть полностью уверены в том, что их любят. Что родителям они
интересны сами по себе, а не только из-за того, что кому-то надо понянчиться с
младшим, пока мама занята, или старший в его годы во всю умел читать, а он пока
еще еле-еле складывает слоги в слова. Кроме того, у старшего ребенка в этом
случае может появляться чувство зависти и враждебности по отношению к младшему,
усталость от чрезмерной нагрузки по уходу за малышом, что накладывает отпечаток
на формирование его характера и переносится потом во взрослую жизнь. Видя
плохое отношение к себе своего старшего брата или сестры, младший также может
становиться агрессивным по отношению к нему, начинает пакостить за родительской
спиной, сваливая всю вину на него. И все это возникает из-за тревоги и
неуверенности в том, что старший брат или сестра его любит.
Кстати, если попросить у
старшего ребенка умеренной помощи в присмотре за младшими, то обоим детям это
идет только на пользу. У младших это рождает чувство защищенности и уверенности
в своем старшем брате или сестре. У старших же при этом возникает чувство
гордости, что им поручают такое взрослое дело. Они ощущают свою необходимость,
у них появляется уверенность в своих силах, они чувствуют, что родители им
доверяют, поэтому у них формируется чувство ответственности. В свою очередь для
младших детей старшие часто являются образцом поведения и примером для
подражания. В семье, где есть несколько детей, при правильном воспитании братья
и сестры становятся друг другу самыми близкими людьми. Даже если они и не очень
ладят между собой в детстве, с возрастом они это "перерастают” и когда
взрослеют, становятся друг для друга поддержкой и опорой. Кроме того, даже
возникающие трения и разногласия между братьями и сестрами также имеют
положительные стороны. Конфликтуя друг с другом, дети учатся общаться со своими
сверстниками, учатся "правильно” мириться. Касается это и отношений с
противоположным полом. Родителям по возможности не стоит явно вмешиваться в
конфликты, возникающие между детьми.
Советы родителям по
воспитанию младшего ребенка
1. Воспитывайте у меня чувство
ответственности, это чувство я часто замечаю у старшего. Я тоже хочу за кого-то
или за что-то отвечать.
2. Я не боюсь рисковать, ведь у
меня есть надежный тыл из старшего и родителей. Оберегайте меня от слишком
рискованных поступков, ведь я могу пострадать.
3. Когда мне часто напоминают о
том, что я младшенький, я начинаю об этом задумываться и извлекать для себя
пользу в виде поблажек, психологических выгод и т. п. Я и сам знаю свою роль
младшего ребенка, не надо на этом акцентировать.
4. Я быстро привыкаю к помощи
окружающих. Это будет мешать мне, когда я повстречаюсь с серьезными
препятствиями, я буду ожидать и даже требовать поддержки.
5. Я часто не стремлюсь
лидировать среди сверстников и поэтому могу оказаться на последних ролях.
Помогите мне поверить в себя, в этом вопросе мне нужна поддержка.
6. Мне необходимо свое личное
пространство, свои игрушки, своя комната и т. д. Наша дружба со старшим будет
от этого только крепнуть.
Пугает чаще всего при воспитании
разновозростных детей в семье драки между детьми. И именно
"рукоприкладство" обычно больше всего раздражает и беспокоит
родителей.
Важно понимать, почему дети
обычно решают свои споры кулаками, а не словами. Чаще всего это происходит
потому, что они просто еще не умеют разрешать конфликты более мирными
способами. В попытках поделить что-то (игрушки, время за компьютером, внимание
мамы), ребятам оказывается легче подраться и защитить свою точку зрения, чем
договориться между собой и попытаться понять чувства другого. Пресекая драки в
доме, обучая детей мирному решению проблем, родители тем самым помогают им в
будущем создавать здоровые дружеские отношения и вне собственной семьи, с
другими людьми.
Все дети балуются и порой не слушаются своих родителей. Это абсолютно нормальное
явление, и хуже было бы, если бы такого не происходило. Однако в некоторых
случаях проделкам стоит уделить особое внимание: если виноватым оказывается
всегда один и тот же ребенок, чаще всего - младший. При более тщательном
рассмотрении ситуации обычно выясняется, что малыш не сам догадывается измять
важные бумаги, рассыпать крупу, сломать игрушку. Часто старшие дети, будучи не
уверены в любви родителей, стремятся таким образом подшутить над маленьким
"любимчиком", спровоцировать его наказание и продемонстрировать на
фоне всего этого свое "примерное" поведение.
Как только старшие и младшие
обретут уверенность в том, что родители любят их вне зависимости от побед и
поражений, соревнование друг с другом непременно будет слабеть, а со временем
исчезнет, превратившись в крепкую дружбу.
Джерело: http://pedsovet.su/publ/28-1-0-1138 |