В это время происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию.
Присутствует
острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть
хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей появляется тенденция к
снижению самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я
плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может
закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его
неуспехи.
Следует
иметь в виду, что у некоторых детей возможно снижение творческих
способностей, стремления фантазировать за счет появления умения
действовать по образцу.
В
это время активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои
непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Начинают
развиваться произвольные внимание и память. Но для длительной
концентрации ребенку требуется внешняя помощь: интересные картинки,
звуковые сигналы, игровые ситуации. Внимание зависит не только от воли
ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания снижается к
концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.
Учитель
продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более личностное
отношение к нему — стремление к общению с ним на переменах, прогулках.
Появляется
способность дифференцировать личностные качества сверстников. У
некоторых второклассников может наблюдаться сильное стремление к
лидерству. Между некоторыми детьми появляется соперничество.
Начинает
развиваться способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся
договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи
взрослых. Но это им еще трудно делать.
Ребенок начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют.
При подготовке статьи использован материал из журнала "Школьный психолог" |