ВітаюВас, Гость | Група "Гости"                                             |                                                            Головна  | Вхід | Вихід
Стежинки дитинства
Стежинками казок
Міні-чат
На Вашу думку
Оцінка сайту
Всього відповідей: 195
Статистика
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0



Сьогодні на сайті

Матеріали для перегляду

Головна » Статті » Ми і наші діти » Психологія відносин

Детские истерики. Родителям будущих первокласников.
Вы наверняка неоднократно становились свидетелями детских истерик в повседневной жизни. Ребёнок, валяющийся на полу магазина, с криками: хочу! купи! – это почти классический пример. Истерика на пороге детского сада, возле кабинета врача, во время купания и мытья головы, истерическое нежелание стричь ногти, есть манную кашу, впоследствии – закутывать шею тёплым шарфом, надевать нужную обувь, выполнять другие нормы и требования.


Одно перечисление примеров может занять весь объём этой статьи. Детские истерики – частый повод для обращения за консультацией к детскому психологу или семейному терапевту.

Что делать? – вопрос вполне естественный в такой ситуации. Что делать, если истерика одноразовая и внезапная? Что делать, если ребёнок разражается истериками по малейшему поводу, и это никогда нельзя предугадать? Что делать, если в момент истерики ребёнка чувства родителя столь сильны, что он сам находится на грани истерики?

Поделюсь своими мыслями.
Истерика ребёнка, не связанная с реальной угрозой его безопасности, – это почти всегда посыл родителям. Показательные выступления. Разгневанный, орущий ребёнок страстно желает что-то получить или чего-то избежать с применением силы. Он проверяет границы взрослых и, как хороший актёр, спиной чувствует «реакцию зала». 

Пожалуй, самое трудное в этот момент для взрослого – не сорваться на ответный крик, так как, даже если вам удастся малыша перекричать, это не решит задачу стратегически, и в дальнейшем случаи истерик будут непременно повторены.

Также абсолютно безнадёжны с воспитательной точки зрения публичные шлепки и битьё, закрепляющие истерику как инструмент, с помощью которого можно добиться такого повышенного внимания, пусть даже и со знаком «минус».

Так что же тогда? Ребёнок орёт, прохожие оглядываются, время идёт, проблема не решается.

Минуту. С вами всё в порядке. С ребёнком тоже. Это просто эпизод, знакомый каждому, как разбитая чашка или пролитая вода. Снижаем градус. Опустите руки вдоль тела, соберите пальцы, но кулаки не сжимайте, поднимите лицо вверх, чтобы ваши глаза изменили фокус и несколько раз вдохните и выдохните через нос. 
После этого, если есть возможность – отойдите в сторону, не выпуская ребёнка из виду. Очень часто, потеряв «главного зрителя», малыш мгновенно переключается с крика на удивление: куда пропали? В этот момент можно быстро вернуться, похвалить, что успокоился и снова продолжать свой путь. Возобновления истерики случаются редко. Оставьте мысли о том, что он, валяясь, испачкает одежду.   Попытки тянуть, поднимать, тащить делают ситуацию ещё более вызывающей. Вам самим будет неловко.

Второй вариант – быстро уединиться с ребёнком в любом доступном месте: в углу, в примерочной, другой комнате и т.д. и, взяв его достаточно плотно за плечи, несколько раз повторить очень «взрослым» голосом: «ЗДЕСЬ так себя вести нельзя!» Сказать это  спокойно и уверенно несколько раз, пока ребёнок не затихнет. После чего дать контрольную установку: «НИГДЕ так себя вести нельзя!» Ещё раз повторюсь, что делать это надо наедине с ребёнком, стараясь смотреть ему в глаза. Когда он замолчит, похвалите: «молодец!»

Эти способы хороши для купирования приступов в общественных местах. Чаще всего в магазинах, игровых центрах, на детских площадках и т.д. 
Если же вы для остановки крика готовы купить ту игрушку, которую просит ребёнок, настройтесь  потакать его истерикам и в дальнейшем. Впоследствии он может стать  тем взрослым, кто привык добиваться своего исключительно методом истерик, используя отлаженный в детстве психологический механизм.

Случай с истерикой в детском саду или у врача стоит рассмотреть отдельно. Такое часто бывает, если ребёнок своим поведением выражает внутреннюю истерику самого родителя, которую тот, в силу воспитания и возраста, не может позволить себе проявить. Если мама в присутствии сына или дочери говорит кому-то лично  или по телефону: «Нам предстоит поход к врачу (в детский сад), я просто в ужасе! («Не знаю,  как я это переживу», «я так волнуюсь!» и прочите изъявления тревоги)», можно сказать, что вероятность истерики повышается. Дети очень чутко улавливают скрытые настроения родителей, и часто проживают запретные эмоции «за них». Или начинают бояться «за компанию». Вероятно, перед походом в поликлинику или перед тем, как отдавать ребёнка в детский сад, вы тщательно проверили компетенцию тех людей, которым вы доверите своё дитя. Стоит сказать об этом ребёнку. Если  сомневаетесь – не ведите. Найдите тех, кому в первую очередь доверяете вы. Когда  же вы спокойны, а малыш всё равно нервничает, постарайтесь поговорить с ним как со взрослым. Можете употреблять слова «здесь безопасно», «я и доктор сможем о тебе позаботиться», «тебе не о чем переживать, мы сделаем всё, что нужно». Или говорить очевидные истины, которые, тем не менее, будучи произнесёнными вслух, оказывают магическое успокаивающее действие: «все дети ходят в детский сад», «мы пойдём к врачу, потому что нужно пойти к врачу» и т.п.

Истерики дома по поводу банных процедур, одежды и прочего  легко предотвратить. Здесь родителям для экономии времени и сил порой  приходится идти на компромиссы. Особенно, если детей двое и больше, так как в этом случае сопротивление может иметь характер цепной реакции: «я не хочу»-«и я тоже не хочу» или «почему ему можно, а мне нельзя?» 
Позвольте ребёнку самому выбрать в магазине шампунь, и тогда он быстрее согласится на мытьё головы. Хочет идти в кроссовках, а пора уже носить сапоги? Объясните, что, простудившись, он не сможет пойти гулять или пропустит поездку за город на уи-кенд.  Иногда просто настаивайте: «ты должен завязать шарф».

Бывает так, что  самым лучшим убежищем во время истерики ребёнка являются крепкие родительские объятия. «Иди ко мне, мой хороший (ая), я тебя пожалею. Всё в порядке. Я тебя люблю».  Эти слова волшебны. Обнимайте ребёнка так часто, как только можете, разумеется, в подходящее время и в подходящем для этого  месте. Значение и великий смысл физического контакта с родителями трудно переоценить.

В любом случае, основной поведенческий  принцип - сообщающиеся сосуды. Чем выше уровень эмоций у ребёнка, тем спокойней должен быть находящийся рядом взрослый. Вы можете научить ребёнка владеть эмоциями только в том случае, если умеете это сами.  Для этого  и существуют психологические консультации и семинары.

Еда? Пожалуй, она заслуживает отдельной статьи.

Безусловно, каждый ребёнок уникален, и каждый родитель знает своё чадо так, как его не узнает никто и никогда. Каждый хочет для своего наследника лучшего воспитания, наилучшего характера и самых лучших привычек и навыков. Мне думается, что навык управления своими эмоциями, уместность их проявления, уважение к окружающим в моменты эмоциональных подъёмов – важнейшие грани развития культуры личности.

В сложных случаях, вызванных врождёнными особенностями или наличием заболеваний, возможно, следует обратиться к детскому неврологу.

Постарайтесь научиться справляться с подобными проявлениями детского поведения в возрасте до 6 лет. Вам предстоят большие открытия в школе, и лучше, если и вы, и ребёнок к этому времени будете свободны от приступов и истерик.
Удачи вам и радости познания!


Корсунская Яна,
Семейный консультант, лайф-коуч
тел. 050-592-05-90


Категорія: Психологія відносин | Додав: maestra (31.03.2013)
Переглядів: 796 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Форма входу
Кнопочка Стежинок
Ми будемо Вам вдячні, якщо ви розмістите нашу кнопку у себе на сайті. Якщо ви хочете обмінятися з нами банерами, пишіть в гостьову книгу, каталог «Друзі сайту» до Ваших послуг



Ігри-тренажери
Географія друзів
Київський час