Главная особенность детей этого возраста
— первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые
обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое
желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и
любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться
хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их
причины.
Учебная
деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия
элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не
только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет
возможность потрогать носитель информации.
Внимание
и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку
требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые
ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого
отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои
действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш
умеет плохо.
Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские.
Следует
иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может
проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных
контактов.
При подготовке статьи использован материал из журнала "Школьный психолог" |