Про циркуль, відповідальність і роботу над помилками
Эта статья будет незавершенной, может быть, даже преждевременной.
Преждевременной потому, что еще рано делать выводы, поскольку мои дети
учатся только в 6-7-ом классах. Однако у меня есть весомый повод
задуматься над взаимоотношениями цепочки родитель-ученик-школа и
подвести промежуточные итоги. Но об этом поводе я скажу в конце.
Когда
девочки начинали учебу, я могла опираться только на собственный опыт. В
детстве я была очень ответственным ребенком, о чем моей маме сообщали
на каждом родительском собрании, радуя ее материнское сердце. Не зная
других вариантов, я наивно ждала того же от собственных детей.
На
основании своих представлений об учебе и начитавшись умных статей, я
была убеждена, что учеба – личное дело ребенка, домашнее задание – зона
его ответственности, и родители не должны чрезмерно вмешиваться в этот
процесс. Разумеется, в первое время я контролировала выполнение заданий,
сидела рядом, следила, направляла, подсказывала, помогала собирать
портфель. Я вешала на стену распорядок дня и памятку по приготовлению
уроков, устраивала физкультминутки между письмом и математикой,
заполняла дневники.
Ко второму-третьему классу я постепенно
ослабляла контроль, передавая ответственность в руки детей. Сначала
прекращала собирать портфели, потом просматривала только выполненное
задание и расписывалась в дневнике, наконец, совсем перестала
контролировать уроки, будучи всегда готова помочь лишь в тех случаях,
когда ребенок сам обращался ко мне с вопросом. Казалось бы, все логично:
такой подход должен воспитывать в детях чувство ответственности. Но
всякий раз, сидя на родительском собрании, я терзалась сомнениями.
Одни
учителя прямо говорили, что ждут от родителей активного участия в
учебном процессе. Другие жаловались на невнимательность, невыполненные
задания, забытые дома тетради и циркули. Масла в огонь подливали
родители одноклассников, ставившие меня в тупик вопросом: «Каким
способом вы решали вчерашнюю задачу?» Я отводила глаза и что-то
неуверенно бормотала, а придя домой, первым делом кидалась к детским
тетрадкам. Если задача оказывалась решенной правильно, меня преисполняла
материнская гордость, если же нет, - терзали сомнения в своей
родительской полноценности.
К счастью, приступы душевных терзаний
одолевали меня нечасто. На какое-то время после собраний я усиливала
контроль, а потом возвращалась к привычной, не требующей особого
напряжения схеме: «Если что-то не понятно, ребенок сам спросит». Но
возникла еще одна проблема.
Свободные от жесткого контроля дети
научились халтурить. Если задание казалось сложным или непонятным, они
просто оставляли его незаконченным. Из трех-четырех номеров по
математике они могли сделать только два, а про остальные «забыть».
Красные надписи в тетради их не смущали. Я вообще не уверена, что мои
дети просматривали оценки за домашнюю работу (а с каким замиранием
сердца я сама, будучи ученицей, раскрывала проверенную учителем
тетрадку!) Выполнять «работу над ошибками» они не привыкли: не знаю, по
какой причине, но в первых классах этого с них не требовали достаточно
жестко.
Однажды убедившись, что недоделки сходят с рук, дети
стали повторять порочную практику. Это продолжалось до тех пор, пока на
очередном собрании я не узнала обо всем и не заставила выполнять
пропущенные задания по математике, английскому, истории и биологии за
несколько месяцев. Это было жестоко, но, когда меня заведут, я могу быть
очень суровой матерью.
Забытый циркуль или тетрадь в мое время
казалась катастрофой. В начальной школе у меня была чрезмерно строгая
учительница, которая за подобный проступок могла опозорить перед всем
классом. Жестокий урок был усвоен, поэтому такие промахи и в старших
классах случались со мной крайне редко. Но с моей дочерью совсем иное
дело. На вопрос, почему в дневнике записано: «Нет циркуля», она
беззаботно ответила: «Вот он, на столе», - и даже не потрудилась
положить инструмент в портфель. Фигуры по геометрии она рисует от руки
(хотя не испытывает дефицита линеек) и не видит в этом никакой проблемы.
Такие моменты приводят меня в уныние, и разобраться с ними я могу,
только сильно разозлившись и установив жесткие правила.
В
начальных классах мне регулярно приходилось приносить в школу ту или
иную забытую детьми вещь. На четвертом году обучения я сказала: «Стоп.
Сегодня я сделаю это в последний раз». Звонки из школы прекратились, но
красные надписи «Не готова к уроку» мелькают в дневнике до сих пор.
Когда
старшая дочка пошла в первый класс, она была великолепно подготовлена, и
я, разумеется, ждала от нее пятерок. Успехи ее сестры в детском саду
тоже давали повод надеяться на отличную учебу в школе. Но очень скоро
стало видно, что ни та, ни другая не блещут высшими баллами, а в 4-5-ом
классе среди четвертных отметок местами забрезжили даже тройки. Мне
нелегко было примириться с действительностью, и признать, что мои дети,
похоже, «середнячки». Я никогда не ругала детей за двойки или тройки, но
конечно, всегда ждала (и жду) от них большего. Однажды старшая дочка
сказала: «Мама, когда я получаю двойку, ты расстраиваешься, и это хуже,
чем если бы ты меня ругала».
Сколько бы мы, родители, ни
хвалились неординарным подходом, сколько бы ни выставляли напоказ
равнодушное отношение к оценкам, мол, «оценки – это не главное», но, к
сожалению, в большинстве случаев они все-таки показывают уровень знаний
ученика, и его способность эти знания проявить в достаточно жесткой,
стрессовой ситуации. А ведь в жизни таких ситуаций будет все больше и
больше: ЕГЭ, сессия, запарка на работе – все это давит на психику не
меньше, чем ответ у доски или итоговая контрольная.
Часто
приходится слышать: «Он вообще-то умный и сообразительный ученик, все
ошибки – от невнимания». Дорогие родители, но ведь внимание – это не
рубильник, который забыли повернуть при выполнении данного конкретного
задания, но который непременно будет включен в следующий раз. Если от
невнимания ребенок «хватает» тройки, значит, каким бы сообразительным он
ни был, он, увы, не отличник, а троечник, и это реально тот уровень
знаний, который он в состоянии продемонстрировать. Не надо себя
обманывать. «Он может учиться лучше». Может, но не хочет. Или все-таки
не может?
А теперь о поводе к написанию этой статьи, о котором я
обещала рассказать. 1 сентября начнется моя собственная работа над
ошибками, над моими родительскими ошибками: мой младший сын пойдет в
первый класс. Стоит ли мне пользоваться методом воспитания
ответственности, опробованным на старших дочерях, методом, результатами
которого я пока не довольна? Быть может, следует пойти по другому пути,
по пути тотального контроля, пути, который дает хорошие результаты у
ряда знакомых? Говорят, девочки по природе более ответственны, чем
мальчики. Честно скажу, я не уверена, что справлюсь. Мне придется
превратиться в очень суровую маму.
Я знаю родителей, вкладывающих
в детей огромное количество времени и сил. Их дети учатся в «сильных»
гимназия и лицеях, занимаются с репетиторами, выполняют тонны
дополнительных заданий и радуют родителей отличными отметками. Рядом с
такими родителями я чувствую, что недодаю детям своих сил и внимания,
лишаю их тех возможностей и перспектив, которые перед ними могли бы
открыться. Это сейчас им ничего не нужно, а через несколько лет они
поймут, что им не по плечу какой-нибудь престижный вуз и вожделенная
специальность.
Но почему сейчас я должна биться ради этих будущих
перспектив, напрягая все силы, преодолевая лень и сопротивление самих
же детей? Не достигну ли я этим обратного результата, отбив у них всякую
охоту к личному росту, если буду загружать их сверх меры? Не погонюсь
ли я тем самым не за их потребностями, а за своими родительскими амбициями?
Постепенно я прихожу к выводу, что отдавать ребенку ответственность
следует постепенно, проверяя и убеждаясь, что он с этой ответственностью
справляется. Моим детям, по-видимому, необходима определенная доля
контроля, который не позволит им до конца расслабиться и позволить себе
излишнюю беспечность в учебе. Простого вопроса: «Ты сделала уроки?» не
достаточно, время от времени я должна просматривать тетради, задавать
вопросы по устным предметам и общаться с учителями. Если я чересчур
расслабляюсь, то это общение сулит мне непредвиденные и далеко не самые
приятные впечатления. Тогда приходится «закручивать гайки» и отбирать
часть ответственности обратно.
Я не знаю, к какому результату мы придем.
Эта статья пока останется незавершенной.
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Форма входу
Кнопочка Стежинок
Ми будемо Вам вдячні, якщо ви розмістите нашу кнопку у себе на сайті. Якщо ви хочете обмінятися з нами банерами, пишіть в гостьову книгу, каталог «Друзі сайту» до Ваших послуг