В
это время заканчивается формирование основных новообразований младшего
школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому
можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных
характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в
подростковом возрасте. Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания.
Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо
новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии
формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.
Прежде всего, нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.
Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.
Дальнейшее
развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает
узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте
происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть
младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным
«Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и
«хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника
своей активности.
Осознанными
становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он
перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что
свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял
необходимость выполнения социальных обязанностей. Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.
Важно
помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости,
компетентности», то есть осознание собственной возможности делать
порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства
глубокой неполноценности.
Большую
зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то
нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация
значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации
является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки
педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими
педагогами и родителями.
Сверстники
становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением
значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка,
социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и
принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного
пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей
противоположного пола может привлекаться различными способами:
подарками, ссорами, поддразниванием, толчками.
Происходит
первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в
социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи:
не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх
сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность
перерождения нормальных страхов в невротические.
Это
период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может
выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в
появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности. |