В
этом возрастном периоде продолжается освоение учебной деятельности.
Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы
предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию.
Возможно
существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать
за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.
Присутствует
острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть
хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение
самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому
что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок
считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает
верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает
хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу
быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».
У
некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так,
неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества
контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.
Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность.
Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение.
Продолжает
активно развиваться воля ребенка. Он учится сдерживать свои
непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится
преодолевать трудности, не пасовать перед ними.
Развиваются
произвольные внимание и память. Но устойчивость внимания может
снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительного
заболевания.
Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится.
Появляется
способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников.
Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание
дружить.
У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.
Интенсивно
развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся
договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи
взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к
образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.
Ребенок
хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко
страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше
свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать.
Начинают осознаваться ценностные представления о жизни. |