ВітаюВас, Гость | Група "Гости"                                             |                                                            Головна  | Вхід | Вихід
Стежинки дитинства
Стежинками казок
Міні-чат
На Вашу думку
Оцінка сайту
Всього відповідей: 195
Статистика
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0



Сьогодні на сайті

Матеріали для перегляду

Головна » Статті » Ми і наші діти » Психологія відносин

Воспитание волевых качеств у ребенка
Любой ваш каприз

Чаще всего родителям приходиться сталкиваться с капризами сына или дочки. Наверняка многим мамам и папам часто приходится буквально затаскивать ребенка домой с улицы под его неустанный рев "не хочу, я не нагулялся". Одной из главных причин частых капризов специалисты называют избалованность (чем особенно страдают современные семьи). Родительский принцип типа "я завоюю любовь и авторитет у своего ребенка, если не буду ему ни в чем отказывать" уже в скором времени оборачивается против них самих. Не стоит к ребенку шести лет обращаться в манере "уси-пуси" и при этом награждать его нежными родительскими поцелуями. Такая любовь "в лошадиных дозах" - благодатная почва для капризов. И уже совсем скоро ваш ребенок будет уверен в том, что мама купит ему любую вещь, для этого ему стоит только немного похныкать в магазине, и не будет ругать за неубранные игрушки, потому что он еще маленький. В результате - эгоизм, слабый характер и даже неуважение к собственным родителям.

Более того, с возрастом ребенок начинает капризничать сознательно и его требования растут вместе с ним. К примеру, в одной из школ произошел следующий случай. Одна мать уверяла, что ее сын не разбивал стекло в классе. Мальчик же стоял рядом и плача клялся, что это не он, а через день он сознался ребятам во всем. Мать краснела, извинялась, а потом призналась, что лгала, так как сын просил ее об этом. Эта женщина пошла по такому пути скорее всего потому, что боялась капризов ребенка, его неудовольствия. Она пыталась этим выразить свою любовь к нему. Здесь невольно вспоминается высказывание французского педагога Жан Жака Руссо: "Знаете ли вы самое верное средство сделать вашего ребенка несчастным? Это приучить его ни в чем не знать отказа. Сначала он потребует ваши часы, потом птицу, которая летает, потом звезду, которая сияет на небе. Он будет требовать все, что увидит, не будучи богом, - как вы его удовлетворите?".

Не хочу, не буду!

На капризы похоже упрямство. Это тоже немотивированное настаивание на своем, крайняя степень которого - негативизм, проявляется в том, что в ответ на любую просьбу, совет, требование ребенок отвечает совершенно противоположным способом. Если капризный ребенок - плод чрезмерной родительской опеки, то упрямство, наоборот, есть следствие дефицита внимания и даже равнодушия со стороны родителей. То, что маме зачастую некогда накормить собственное чадо или погулять с ним полчасика во дворе, уже как-то стало нормой современного ритма жизни. Специалисты в один голос рекомендуют не экономить на том времени, которое вы посвящаете ребенку. Лучше почитайте вместе с ним его любимую сказку, пусть даже это будет в сотый раз, нежели полистаете в свое удовольствие модный глянцевый журнал.

Распорядок есть распорядок

Наверняка многим знакома ситуация, когда ваш малыш уже добрую часть времени не может никак собрать свои карандаши и фломастеры в пенал так, чтобы он закрылся. Вы, видя все его тщетные старания, которые зачастую сопровождаются хныканьем и порывами бросить это дело, кидаетесь ему на помощь и в считанные секунды укладываете все сами. Все довольны и счастливы. Но это до следующего подобного случая, который, вероятнее всего, пройдет по такому же сценарию. Специалисты в таких случаях рекомендуют не делать за ребенка, а показать ему, как это правильно самому сложить. И при этом проследить, чтобы он проделал все самостоятельно. Так ваш ребенок постепенно приучится самостоятельно выходить из затруднений, не ожидая чужой помощи.

Некоторые родители, желая сделать жизнь своего ребенка счастливой, рассуждают так: "Нам в свое время жилось тяжело…" - и не приучают детей трудиться. А ведь это порождает лень, что также является проявлением слабой воли. Особенно этим страдают семьи, где один ребенок, который находится под опекой мам и пап, а также бабушек и дедушек. Между тем специалисты отмечают, что именно дети дошкольного возраста очень любят помогать мамам и папам. Девочки - мыть пол и посуду, а мальчики пытаются вместе с папой выполнять мужскую работу по дому. И вот здесь очень часто мы, взрослые, совершаем большую ошибку, отказываясь от помощи детей: мол, работу сами сделаем быстрее, а ребенок может лишний раз испачкаться или пораниться.

Педагоги рекомендуют установить и строго соблюдать режим дня дошкольника, следить за выполнением постоянных обязанностей, например, убирать за собой игрушки, поливать цветы, самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться. Ребенку, не участвующему в этом, трудно сидеть и ждать, пока его оденут или разденут. Он начинает баловаться, пытается заняться чем-то в этот момент, что мешает и раздражает. Не стоит делать ему замечания, повышать голос и, тем более, шлепать. В таком возрасте трудно усидеть на месте, но он уже вполне способен сам надеть рубашку, помыть руки, причесать волосы. Решая эти непростые для себя задачи, он проявляет сосредоточенность и настойчивость, осваивает новые действия. В результате ребенок приучается к аккуратности, самостоятельности и развивает волевые качества.

Еще раз подчеркнем, что уклад жизни семьи требует неукоснительного выполнения этих обязанностей. Но при этом вы должны понимать его, учитывать особенности его характера. Особенно это касается тех родителей, которые воспитывают двоих и более детей, к каждому их которых необходим индивидуальный подход. Так, например, одна мать воспитывала сыновей-двойняшек. Учились они хорошо, были всегда подтянуты, аккуратны и дисциплинированы. Когда ее попросили рассказать, как ей удалось так хорошо воспитать сыновей, она ответила: "Трудно сказать в двух словах, как я воспитываю, трудно выделить главное, наверное, я просто к сыновьям с раннего детства предъявляла высокие требования. Очень рано они получили обязанности по дому, всегда требовала, чтобы они за собой все сами убирали. Маленькие были, а спать ни за что не лягут, пока игрушки на место не уберут. В школу стали ходить, старалась, чтобы за уроки садились вовремя, не отвлекались, чтобы с вечера все подготовили к школе. Помню, прихожу с вечерней смены домой, мальчики уже спят. Вдруг вижу, Сережа как учил уроки, так все и бросил. Думаю, устал, даже ранец собрать не смог. Жалко парня. Соберу-ка я ему, разве мне трудно. А потом решила: сегодня соберу, завтра и выработается у него привычка все разбрасывать, на другого надеяться. Подошла и решительно разбудила его. А другого сына я бы не разбудила. Достаточно было бы того, что утром я ему намекнула о своем недовольстве. Он самолюбив, обидчив, но самостоятелен и серьезен". Что можно сказать об этой матери? Она знает особенности своих сыновей и к каждому подходит по-разному.

Очень важно установить единый подход к ребенку, согласовать воспитательные усилия всех членов семьи. Разногласия между родителями в методах воспитания вырабатывают двойственность поведения маленького человека, хитрость. Не менее важно соблюдать принцип последовательности - не разрешать ребенку то, что вчера было запрещено. Надо постепенно воспитывать в нем умение овладевать своими желаниями, приучать его сдерживаться, побеждать в себе чувства боли, обиды, страха. Все это укрепляет, тренирует волю.
Категорія: Психологія відносин | Додав: maestra (07.05.2012)
Переглядів: 618 | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Форма входу
Кнопочка Стежинок
Ми будемо Вам вдячні, якщо ви розмістите нашу кнопку у себе на сайті. Якщо ви хочете обмінятися з нами банерами, пишіть в гостьову книгу, каталог «Друзі сайту» до Ваших послуг



Ігри-тренажери
Географія друзів
Київський час