Это нередко случается: маленькому ученику кажется, что к нему относятся
как-то не так. «…она говорит: "Не крутись… будь внимателен… пиши… не
отвлекайся… не виси над тетрадкой…”… Что она придирается!», — жалуется
маме малыш.
Объясните, что ни к кому учительница не придирается —
есть общие требования к ученикам, и «кто их не выполняет, тот что-то
прослушает и задания сделает плохо. Так что, делая замечания,
учительница заботится о тебе».
Хорошая профилактика от подобных
недоразумений — рассказывать о труде педагога. Дети очень даже уверены,
что взрослым легче, чем им. Особенно учителям: дал задание или вызвал
там стих прочитать — и сиди себе, слушай да отдыхай.
Покажите,
что быть учителем — это большая работа. Расскажите, как учитель
проверяет тетради, а их во-о-он сколько, целых две пачки (тут-то ребенок
в курсе — он знает, как долго сидеть над тетрадкой, как надо
стараться). Как много учительница читает, как к урокам готовится («чтобы
всем было интересно»). Пусть ребенок поймет, что это трудное дело: дать
всем детям задание, да растолковать, как его выполнять, да проследить,
чтоб было все сделано правильно.
Если есть такая возможность —
сводите ребенка к себе на работу. И пусть он увидит, что там люди
трудятся, что труд этот напряженный, и работать надо старательно.
Совет: приглядитесь все-таки к первой учительнице: может быть, у ребенка для жалоб есть основания?!
Вникайте и не отмахивайтесь! В противостоянии ребенок–взрослый, увы, мы чаще автоматически выбираем сторону взрослого.
В
школе огромное количество ситуаций, с которыми справиться не так-то
легко. Это нам кажется — пустяки, а для ребенка мелкий «пустяк» может
вылиться в крупное напряжение.
Так, излишнее напряжение
создается, если ваш сын или дочка по натуре «копуши», то есть все делают
медленно (а их без конца подгоняют). Или, наоборот, если ваши сын/дочка
— реактивные дети (и им трудно подолгу на месте сидеть), а их
заставляют сидеть на переменке — чтобы не бегали и другим не мешали.
Или
— если ребенок левша, — их теперь не переучивают на правую руку, а вот
сажают, бывает, неправильно (ему лучше сидеть у окна: он и так себе
рукой загораживают свет в тетради), или требуют от левши слитного
написания (а для него это слишком трудно, даже вредно — писать не
отрывая руки), или заставляют класть тетрадь как у всех, «как положено»
(а надо — под тем уклоном, который удобен для него самого).
Нам
просто необходимо быть в курсе — есть проблемы, которые ни один ребенок
сам не решит. И, к счастью, порою достаточно просто поговорить с
учителем, объяснить, в чем особенности характера и поведения ученика — и
проблема решается.
С учителем (почти с любым) можно
договориться. Учительница вменяема! Она постарается вас понять, ведь ей
тоже нужны старательные, умные, успевающие ученики!
Вы заодно, у вас есть общее дело.
Что делать, если вы не можете договориться с учительницей.
А)
Проверьте себя (прислушайтесь, запишите все замечания и претензии, о
которых вам говорит педагог, обдумайте их тщательно и неторопливо);
посоветуйтесь с опытными педагогами.
Б) Почитайте соответствующую литературу.
В) Попроситесь на уроки (и понаблюдайте, как ведет себя, как занимается ваш ученик).
Г) Сходите к школьному психологу.
Д) Если же проблема никак не решится и напряжение между учителем и учеником остается — меняйте учителя!
Как правило, маленькие ученики не замечают своего «плохого» поведения. А
замечания воспринимают как «она ко мне придирается».
Мальчик
делал задания быстро, но грязно, с ошибками. Пробовали не отпускать его
из-за стола — толку нет, начнет переделывать — получается еще хуже. Со
своим неумеренно шустрым сынишкой мама справилась так: стала чаще
организовывать перерывы. (Сын тут же придумал название: вахтовый метод.)
Сделал пару примеров — небольшой перерыв, сделал еще — опять перерыв.
Канительно? Нет, все задания стали им выполняться и чище, и грамотней. И
быстрей.
© Заряна Некрасова
|