Материал
подготовлен Яной Яровинской
Криминальная обстановка не
во всех странах одинаковая, но даже в самой благополучной стране
родители не раз наставляют детей: «Нельзя разговаривать с чужими,
незнакомцы могут быть опасны». Этому учат своих детей родители всех
времён и народов, и эта наука базируется на печальном и горьком
опыте. Да вот беда: память у детей короткая, а незнакомец может
оказаться кем угодно – добрым дядей с конфеткой или приятной тётей с
собачкой.
Что же делать? Запугивать
ребёнка глупо и опасно для психики, а главное совершенно
безрезультатно. Лучше систематически напоминать, что большинство
взрослых – добры и благожелательны к детям, но иногда встречаются
опасные люди, которых надо уметь распознавать и научиться от них
защищаться.
Автор предлагает
10 ступеней психологического практикума для самых маленьких и
их родителей.
1.
Старайтесь быть максимально внимательными и деликатными
и следите за реакцией ребёнка
во время предупреждающих разговоров. Постарайтесь заинтересовать
ребёнка придуманной историей про другого мальчика, старайтесь
вызвать эмоциональный отклик, чтобы ребёнок почувствовал, ситуация
может на самом деле случиться и с ним. Разработайте минивикторину с
простенькими вопросами и призами: «Допустим, на улице к тебе подошла
симпатичная тётя и предложила мороженое, что ты сделаешь?»…
2.
Используйте ситуацию, когда ваши слова можно подтвердить
наглядным примером. Например,
основная мораль сказки о Красной шапочке заключена именно в том, что
нельзя разговаривать с чужими людьми. Спросите ребёнка, как Волку
удалось так легко отыскать домик Бабушки и проникнуть в него? Пусть
ваше дитя само придёт к выводу, что чужим нельзя давать свой адрес,
телефон, ключи и другую информацию о семье. Важно чтобы малыш сам
решил как надо действовать в подобной ситуации.
3.
Иногда дети склонные переоценивать свои силы и
возможности. Вы читаете сыну
книгу про Волка и Семерых Козлят и спрашиваете, что нужно сделать,
если чужак стучится в дверь. А он гордо отвечает: «Я поймал бы его и
как отлупил!» Похвалите его за смелость, объясните что «волки»
бывают разные, и некоторых не победить даже самому сильному и
смелому мальчику. Спросите сына, кто поможет при встрече с таким
взрослым и сильным Волком? Как и кого надо звать на помощь, чтобы
призыв был услышан? Ваша задача – объяснить ребёнку, что тактика
«ноги в руки – и бежать» гораздо полезнее, чем отчаянное смелое
молчание.
4.
Отрабатывая действия в случае потенциальной опасности,
учитывайте характер ребёнка.
·
Попросите
нарисовать серию картинок на тему «Один дома»,
·
обыграйте сценку «У меня
зазвонил телефон» или «Кто стучится в дверь ко мне?»
·
составьте табличку из двух
частей: на одной напишите или нарисуйте возможную ситуацию, а на
другой пусть ребёнок сам продиктует вам, что нужно делать (позвонить
маме по такому-то телефону, обратиться к продавцу или охраннику и
т.д.).
5.
Для ребёнка школьного возраста мобильный телефон – это
средство безопасности. Вы
можете выбрать программу в рамках которой детский телефон может
звонить только на один номер – ваш.
6.
Контролируйте ситуацию.
Спрашивайте ребёнка когда он должен вернуться домой из школы.
Звоните ему на протяжении дня и интересуйтесь его планами.
Запрограммируйте на мобильном телефоне кнопку срочного вызова
родителей и научите пользоваться ею.
7.
Предупредите детей о ловушках.
Как правило, ребёнок не откажется пойти со взрослым, который позовёт
его помочь несчастному котёнку или плачущему малышу. Расскажите, что
некоторые взрослые обманывают маленьких специально, в корыстных
целях. Поэтому договоритесь с ребёнком, что он примет решение, если
его просят помочь, только посоветовавшись с вами по телефону.
Многократно и чётко объясняйте детям, что папа и мама никогда не
пошлют за своим малышом кого-то чужого, а всегда пойдут сами.
8.
Время от времени закрепляйте материал, но так, чтобы
ребёнку не приелись подобные репетиции.
Обсуждайте различные варианты поведения, если по дороге из школы к
ребёнку привязался взрослый. Объясните, что надо идти по людной
улице, обратиться за помощью к другим взрослым, позвонить папе и
маме, попросить знакомого проводить его. А если нужно войти в
подъезд с незнакомым человеком? Придумайте историю как повёл бы себя
умный ребёнок, а как глупый. Можно потренироваться, кто громче умеет
звать на помощь и так далее.
9.
Не стесняйтесь устраивать периодически проверку
бдительности. Попросите
знакомого позвонить вам домой и попытаться выяснить у ребёнка состав
семьи и местонахождения взрослых. За правильное поведение –
наградите, а неправильное – обсудите, чтобы знать как надо
действовать в следующий раз.
10.
Приучите ребёнка строго соблюдать правило пяти «НЕ»:
·
Никогда НЕ входить в
подъезд и лифт с чужими людьми
·
Никогда НЕ брать угощение
или подарки у чужих людей
·
Никогда НЕ садиться в
чужую машину
·
Никогда НЕ рассказывать
чужим о своей семье и о себе
·
Никогда НЕ молчать, если
что-то подозрительно, но кричать и бежать в людное место.
Есть один важный приём – если
чужой человек начнёт приставать к вашему ребёнку, ему нужно изо всех
сил кричать: «Помогите, это не мой папа!» Иначе прохожие могут
решить, что просто упрямый ребёнок не слушается своего отца. |