Уж сколько раз твердили миру: дайте детям наиграться, но нет – тащат и
тащат детей в школу пораньше, всеми возможными путями. Часть детей,
конечно же, адаптируется успешно, а часть – нет.
Выделяют три
уровня школьной адаптации: высокий, средний и низкий. И если к высоку
претензий, конечно же, нет, к среднему в общем-то тоже, то низкий
уровень – это сигнал грядущих проблем, причем не только в первом классе.
Школьная
жизнь для ребенка в общем и целом зачастую травматична. Новые
знакомства, новые условия, новая социальная роль. Если ребенок не готов к
этому, в том числе и к тому, что бы взять на себя ответственность за
это, то уже ранее упомянутая школьная адаптация низкого уровня. Признаки
ее следующие:
у ребенка в классе нет друзей;
число приятелей весьма мало, зачастую ребенок вообще ни с кем не сошелся;
ребенок не усваивает школьный материал или усваивает его фрагментарно;
не может решить даже типовые задачи без дополнительной помощи взрослого;
не любит школу, часто нелюбовь выражается в категорической форме – дети упираются и ходить в нее не желают вообще;
жалобы на здоровье (причем часто правомочные).
Все
эти «симптомы» и еще целый комплекс других, характерных для каждого
конкретного ребенка, возникают не сами по себе. Не потому, что ребенок
плохой. Они возникают потому, что ребенок в том или ином виде просто не
готов к школе. Однако многие родители воспринимают «готовность» как
некое отвлеченное философское понятие, не имеющее ничего общего с
реальным миром и не понимают, о чем идет речь.
А речь идет вот о
чем. Основная проблема неготовности детей к школе, к освоению учебного
материала и увлечению учебной деятельностью, связана с недостаточной
зрелостью лобных отделов коры больших полушарий головного мозга. Когда
ученые стали исследовать более подробно развитие ребенка в плане не
только созревания его психики, но и связи этого развития с физиологией,
то они обнаружили, что разница между «готовностью» этих самых лобных
долей у разных детей составляет до полутора лет! А это, согласитесь,
цифра. Особенно, если общий «жизненный» стаж ребенка шесть лет.
Теперь
радостная новость: вы можете сами определить, «созрели» или нет эти
отделы головного мозга. И для этого вовсе не обязательно ходить к
психологу, часть из «тестов» вы можете проделать дома. Даже не
проделать, а просто пронаблюдать: если ваш ребенок предпочитает фиксиков
лунтикам, то он уже интересуется ведущей деятельностью младшего
школьного возраста. А эта ведущая деятельность может появиться только в
случае готовности всех отделов мозга к ней. Ведущая деятельность
младшего школьного возраста – учение. Самое удивительное, что для того,
что бы эта ведущая деятельность появилась во всей красе, вам, как родителям, не надо ничего делать – только дождаться и не подавлять интерес ребенка к развитию.
Вторая причина низкой школьной адаптации – это то, с чего я начала эту
статью: наши дети, как ни печально, не успевают доиграть. Мишки и
слоники, танки и солдатики заменены на компьютерные игры, которые не
помогают детям выполнить задачу предшкольного возраста: освоить
социальные навыки в сюжетно-ролевой игре. Не наигравшиеся дети просто не
имеют нужных навыков и не понимают как им действовать и что они тут
делают. В игре ваш ребенок (при чем только в игре) может усвоить свою
предстоящую социальную роль, роль ученика, ученика успевающего,
отвечающего, слушающего, усваивающего.
Удовлетворяйте потребности
своих детей: дайте им успеть развить свой мозг и наиграться, а они
удовлетворят ваши потребности и будут смышлеными учениками.
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
Пошук
Форма входу
Кнопочка Стежинок
Ми будемо Вам вдячні, якщо ви розмістите нашу кнопку у себе на сайті. Якщо ви хочете обмінятися з нами банерами, пишіть в гостьову книгу, каталог «Друзі сайту» до Ваших послуг