Игра 1 «Большое и маленькое «Нет!» (по мотивам сказки Гизелы Браун)
Перед началом игры попросить каждого ребенка крикнуть «Нет!» После
инсценировки сказки предложить обсуждение. Некоторые дети, хотя и
говорят «Нет», если им что-то не нравится, но говорят, стесняясь,
нерешительно и тихо, и поэтому не воспринимаются всерьез. Необходимо
научить детей произносить «Нет» громко, четко и уверенно. Для этого
полезно дополнительно провести упражнение «Учимся говорить «Нет».Педагог говорит детям: «Сейчас
я покажу вам как по-разному можно сказать «Нет». Вы послушайте,
пожалуйста, и скажите какое «Нет» лучше звучит. При помощи какого «Нет»
вы получите нужный вам результат»
1. Педагог говорит «Нет» тихо и сдержанно , глядя при этом в сторону и
немного наклоняясь. 2. Педагог выкрикивает «Нет» громко и четко, при
этом выпрямляясь и подняв голову. Дети обсуждают варианты и приходят к
заключению, что во втором случае «Нет» более действенно. Группа делится
на пары, и каждый участник пробует тихо и громко сказать «Нет».
Игра 2. «Незнакомец».
Если данная игра проводится с детьми младшего школьного возраста, то
необходимо выработать у них умение отвечать отказом на любое обращение к
ним взрослого, научить говорить «Я Вас не знаю». Если
дети группы не знакомы с понятиями «опасный и безопасный незнакомец»,
необходимо объяснить, что они означают. Для проигрывания могут быть
предложены сюжеты, в которых взрослый незнакомец может попросить
ребенка:
-
что-то поднести до квартиры;
-
что-нибудь найти (например, выпавший ключ);
-
что-либо показать (например, где находится аптека, магазин или дом с таким-то номером и т.д.).
Незнакомец может также сказать, что ребенка зовут родители; пригласить к
себе домой под каким – либо предлогом; предложить сфотографироваться. В
ходе проигрывания желательно предложить детям самостоятельно придумать
просьбы, с которыми, по их мнению, может обратиться к ним взрослый.
Расспросить детей о том, есть ли у них в семье установленное родителями правило:«Когда
ты гуляешь на улице, и тебе захочется куда-то пойти, то ты обязательно
приди домой и отпросись. Родители всегда должны знать, где ты находишься».Или предложить детям правило:«Всегда говори своим родителям, куда ты идешь».Далее следует сказать детям о том, что ни один взрослый человек, который действительно заботится о ребенке, никогда не предложит ему нарушить родительское правило.
Даже если он скажет: «Я уверен, что твоя мама одобрит это».»Твоя мама в
курсе. Она разрешила.» «Мы скоро вернемся, поэтому давай не будем
ничего говорить твоей маме». Никто не должен просить ребенка что-либо
хранить в тайне от родителей.
Игра 3. «Один дома».
Здесь не может быть никаких исключений из правил, иначе ребенок найдет лазейку. Детям младшего школьного возраста нужно объяснить, что им не следует вообщеподходить к двери и отзываться незнакомцам.
Помочь уяснить, что в отсутствие взрослых открывать не следует даже
знакомым людям. Лучше не говорить незнакомцу, что родителей нет дома.
Если незнакомец попросит позвать родителей, ребенку стоит сказать
следующее: «Мама сейчас занята ине может подойти».Родители
должны помочь уяснить ребенку, что такой ответ соответствует
правиламбезопасности ребенка в ситуации, когда он находится один в доме.
В случае, когда незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы
воспользоваться телефоном, ребенку следует отказать ему, предложить
позвонить от соседей или из лифта, или спросить номер и позвонить самому. При этом, сообщив, что дома есть кто-то из родителей, но в данный момент они заняты (спят, в ванной, в туалете и т.п.)
В ходе игры важно выслушать предложения и высказывания детей по данной
ситуации. По возможности проиграть все варианты. Следует напомнить
детям, что абсолютное большинство людей, звонящих в дверь, не
представляют для них опасности. Эти правила необходимо соблюдать хотя бы
на всякий случай. Какие вопросы может решать взрослый человек с
ребенком в отсутствиеродителей? Нет таких вопросов. Дверь
не следует открывать даже тем незнакомцам, которые приходят по службе:
почтальонам, сантехникам, разносчикам телеграмм, милиционерам, врачам и
т.д. (Сказки: «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух», «Красная
шапочка»).
Игра 4. «Телефонный звонок».
В этой игре детей следует научить безопасному пользованию телефоном, то
есть отработать навыки безопасного ответа на телефонные звонки. Для
этого следует научить детей задавать вопросы:«Извините, кто вам нужен?»,«Кого вам позвать?» Спрашивать имя и фамилию того, кому звонят, по какому номеру звонят:
«Скажите, пожалуйста, как вас зовут? Будьте добры, скажите, пожалуйста,
куда вы звоните? Извините, по какому номеру вы звоните? Простите, какой
номер вы набрали?».
Правило:
-
Не давать по телефону никакой информации (своего имени, имени родителей и др.).
-
Не говорить, что дома один (можно сказать, что мама или
папа сейчас заняты или спят и не могут подойти к телефону, попросить
перезвонить или спросить, комуперезвонить).
На первый взгляд многим взрослым может показаться неэтичным такой
подход, в котором ребенка преднамеренно учат обману взрослых. Поэтому
самому взрослому необходимо осознать и обязательно объяснить ребенку
причину того, почему в подобных случаях это допустимо. Родители,
например, могут сказать: « Мы просим тебя при разговоре с кем бы то
ни было по телефону не говорить о том, что в это время ты один дома. Мы
разрешаем тебе делать это потому, что очень любим тебя и дорожим тобою.
Такой ответ поможет нам не беспокоиться, когда ты находишься дома один, и
убережет тебя от встречи с "опасным незнакомцем».У некоторых детей
бывает страх перед телефонными звонками. В таком случае целесообразно
терпеливо объяснять ребенку необходимость пользования телефоном, так как
звонки могут быть от родителей, родственников, друзей и т.д.
Отрабатывание навыков безопасных ответов, позволит воспитать вежливость,
и доброжелательность по отношению к окружающим и в то же время
сохранить бдительность. Наличие работающего автоответчика создает
впечатление, что дома никого нет, хотя ребенок может фиксировать звонки и
знать, когда звонят близкие. Если позвонивший говорит непристойности,
надо научить детей сразу же вешать трубку. При повторных звонках следует
сообщить в милицию. Можно рекомендовать родителям написать карточку для
ребенка со всевозможными безопасными ответами.
В ходе проигрывания предоставьте возможность каждому ребенку ответить
на любой вопрос по телефону. Необходимо убедиться, что ни у кого из
детей подобная ситуация общения уже не вызывает сложностей, и он знает,
как отвечать на телефонный звонок.
Игра 5. «Подкуп».
В ходе игры необходимо сориентировать ребенка: то, что ему кажется
просто подарком, на самом деле может оказаться подкупом. Человек,
сделавший подарок, может в ответ ожидать чего-то от ребенка. Следует
помочь детям различать взрослых, которые в ответ на подарок ждут только
«Спасибо», от тех, кто в обмен на свою щедрость рассчитывают получить
какие-либо «услуги». Эти взрослые, скорее всего, попросят ребенка
куда-то с ними пройти: в машину, в подъезд; показать куда-либо дорогу,
пригласят к себе домой, пообещают еще один подарок или угощение, могут
отвести в безлюдное место. Правило: Ничего не брать у незнакомца.
Если все-таки ребенок забыл о безопасности и откликнулся на
приглашение, но вдруг понял, что его куда-то уводят, напомнить, что есть
правило:«Кричать, бежать, рассказывать». (Сказки: «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
|