Контрольная работа
Работа с литературным произведением
МАЛЬЧИК-ОГОНЁК
Жил на свете маленький горячий Огонёк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза – словом, всё, как у ребят.
Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом), но сказала, что от всех ребят Огонёк будет тем отличаться, что если попадёт в воду – погаснет, и не будет ни мальчика, ни Огонька.
Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели.
Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.
Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки. Шёл он и улыбался – просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.
Что делать?
Вспомнил Огонёк слова волшебницы: «Попадёшь в воду – погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька», – вспомнил и... бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку.
И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас.
Лежат на песке чёрные угольки – погасший мальчик-Огонёк.
Всё это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика.
Огонька и снова зажгло.
И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.
(271 слово)
(Э. Киселёв)
1. Определи жанр произведения:
а) сказка б) повесть в) рассказ
2. Запиши самое главное желание Огонька.
3. Отметь название произведения, где превращение в человека тоже сопровождается условием.
а) Х.К. Андерсен – «Русалочка»;
б) А.С. Пушкин – «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
4. Восстанови и запиши последовательность действий мальчика-Огонька при спасении мальчишки (пользуйся текстом произведения).
5. Выпиши из текста слова, характеризующие солнце.
6. Почему Солнце направило свой луч на погасшего мальчика-Огонька?
а) восстанавливало справедливость;
б) вознаграждало большое и мужественное сердце;
в) не хотело видеть чёрные угольки
7. Восстанови деформированный план текста.
- Вмешательство справедливого Солнца.
- Заветное желание маленького горячего Огонька.
- Трудный выбор.
- Подарок Феи огня.
- Счастливая жизнь мальчика-Огонька в большом и весёлом доме.
8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста?
а) Где отвага, там и победа.
б) Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
в) Большая заслуга – выручить в беде друга.
|